Настройки
Святою ночью, Антон Чехов, Литература 19 века, Рассказы, Русская классика

Святою ночью

О книге

Паром врезался в берег и остановился. Я сунул Иерониму пятачок за провоз и прыгнул на сушу. Тотчас же телега с мальчиком и со спящей бабой со скрипом въехала на паром. Иероним, слабо окрашиваемый огнями, налег на канат, изогнулся и сдвинул с места паром...

Скачать бесплатно книгу

Формат PDF: Святою ночью Антон Чехов.pdf
Формат FB2: svyatoyu-nochyu-anton-chehov-freesbi_ru.fb2
Время прочтения: 16 м.
Возрастное ограничение: 16+
Дата написания: 1886
Объем:
7
стр.
Правообладатель: Public Domain
Язык:
ru

Фрагменты из книги

Я стоял на берегу Голтвы и ждал с того берега парома. В обыкновенное время Голтва представляет из себя речонку средней руки, молчаливую и задумчивую, кротко блистающую из-за густых камышей, теперь же предо мной расстилалось целое озеро. Разгулявшаяся вешняя вода перешагнула оба берега и далеко затопила оба побережья, захватив огороды, сенокосы и болота, так что на водной поверхности не редкость было встретить одиноко торчащие тополи и кусты, похожие в потемках на суровые утесы.
– Как, однако, долго нет парома! – сказал я.
– Ты тоже дожидаешься парома?
– Я тебе дам пятачок.
Мужик подошел к самой воде, взялся рукой за канат и закричал:
Точно в ответ на его крик, с того берега донесся протяжный звон большого колокола. Звон был густой, низкий, как от самой толстой струны контрабаса: казалось, прохрипели сами потемки. Тотчас же послышался выстрел из пушки. Он прокатился в темноте и кончился где-то далеко за моей спиной. Мужик снял шляпу и перекрестился.
Не успели застыть в воздухе волны от первого удара колокола, как послышался другой, за ним тотчас же третий, и потемки наполнились непрерывным, дрожащим гулом. Около красных огней загорелись новые огни и все вместе задвигались, беспокойно замелькали.
– С того берега кричат, – сказал мужик. – Значит, и там нет парома. Заснул наш Иероним.
– Скорей! Иероним! – крикнул мой мужик. – Барин дожидается!
– Отчего так долго? – спросил я, вскакивая на паром.
– Как красиво! – сказал я.
– Так-с... радостный день нынче... – продолжал Иероним слабым, вздыхающим тенорком, каким говорят выздоравливающие больные. – Радуется и небо, и земля, и преисподняя. Празднует вся тварь. Только скажите мне, господин хороший, отчего это даже и при великой радости человек не может скорбей своих забыть?
– А какие, батюшка, у вас скорби?
– Что ж, это божья воля! – сказал я, подделываясь под монашеский тон. – Всем умирать нужно. По-моему, вы должны еще радоваться... Говорят, что кто умрет под Пасху или на Пасху, тот непременно попадет в царство небесное.
– И писание ясно указывает на суету скорби, и размышление, – прервал молчание Иероним, – но отчего же душа скорбит и не хочет слушать разума? Отчего горько плакать хочется?
Иероним взялся за канат, но тотчас же опять повернулся ко мне.
– Какой дар? – спросил я.
– У него был дар акафисты писать... – сказал он. – Чудо, господин, да и только! Вы изумитесь, ежели я вам объясню! Отец архимандрит у нас из московских, отец наместник в Казанской академии кончил, есть у нас и иеромонахи разумные, и старцы, но ведь, скажи пожалуйста, ни одного такого нет, чтобы писать умел, а Николай, простой монах, иеродьякон, нигде не обучался и даже видимости наружной не имел, а писал! Чудо! Истинно чудо!
– Отец наместник затрудняется проповеди составлять; когда историю монастыря писал, то всю братию загонял и раз десять в город ездил, а Николай акафисты писал! Акафисты! Это не то что проповедь или история!
Иероним, словно испугавшись чего-то или застыдившись, закрыл ладонями лицо и покачал головой.
Книга Антона Чехова «Святою ночью» — скачать бесплатно в fb2, pdf или читать онлайн.


Оглавление