Проходимец - Глава 1. Встреча с ним
Промтов, не двигаясь с места, смотрел ей в лицо своими черными глазами, и выражение их было дико и зловеще... Баба побледнела, вздрогнула и, что-то пробормотав, быстро пошла в хату.
– Идемте, – предложил я Промтову.
– А вот подождем, пока она вынесет хлеба...
– Она вышлет на нас мужа с вилами.
– Много вы понимаете, – скептически усмехнулся этот волк.
Он был прав, – женщина явилась перед нами, держа в руках полкаравая хлеба и солидный шматок сала. Молча и низко поклонившись Промтову, она просительно сказала ему:
– Пожалуйте, возьмите, человече божий, не гневайтесь...
– Спаси тебя боже от злого ока, от ворожбы и трясци!.. – внушительно напутствовал ее Промтов. И мы пошли...
– Послушайте, – сказал я, когда мы были уже далеко от хаты, – что это у вас какой странный... чтобы не сказать более, способ прошения?
– Самый верный... Если на бабу стрельнуть хорошенько глазами – она примет за колдуна, испугается и не только хлеба– всю мужнину "кишеню" целиком отдаст. Для чего мне просить и унижаться пред ней, когда я могу приказать? Я всегда думал, что лучше вырвать, чем выпросить...
– А не случалось, что вам вместо хлеба...
– По шее давали? Нет. Сунься-ка ко мне! У меня, батенька, есть с собой магическая бумажка – стоит мне ее показать мужику, и он – раб мой... Хотите, покажу?
Я держал в своих руках эту довольно грязную и измятую бумажку и видел: это было проходное свидетельство, выданное Павлу Игнатьеву Промтову, высланному административным порядком из Петербурга, для следования из Астрахани в Николаев. На бумажке была печать астраханского полицейского правления и соответствующие подписи, – все как следует...
– Не понимаю! – сказал я, возвращая этот документ в руки собственника. – Каким это случаем вы, высланный из Петербурга, следуете из Астрахани?
Он рассмеялся, всей своей фигурой выражая сознание своего превосходства надо мной.
– А очень просто! Подумайте – меня высылают из Петербурга и, высылая, мне предлагают выбрать – за известными исключениями – место жительства. Я называю Курск, скажем к примеру. Являюсь в Курск, иду в полицию... Честь имею представиться! Курская полиция не может принять меня любезно: у нее своих хлопот – полон рот. Она предполагает, что пред ней ловкий мазурик, если от него не могли избавиться по силе и при помощи статей закона, а должны были, для его искоренения, прибегнуть к административным мерам. И она всегда рада сбыть меня куда-нибудь – хоть в омут головой! Видя ее затруднения, я прихожу к ней на помощь. "Так как, – говорю я, – я сам избирал место жительства, то не пожелаете ли вы, чтоб я и еще раз избрал его?" Они рады скачать меня с шеи. Я и говорю, что готов уйти из круга их попечения о неприкосновенности личностей и имущества, но мне, за мою любезность, следует дать на дорогу. Они дают рублей пять, десять, больше и меньше, смотря по настроению и характеру, – всегда дают с удовольствием. Лучше потерять пять целковых, чем приобрести в лице моем лишнее беспокойство, – не так ли?
Навигация: https://freesbi.ru/book/5243-maksim-gorkiy/prohodimec/
– Может быть, – сказал я.